Популярно о логопедии.

Я думаю, прежде чем переходить к методикам и технологиям, не лишним будет поговорить о теории. Итак, краткий курс логопедии для чайников.

Для начала, логопед — это педагог, а не врач, хотя часто логопед сидит в кабинете поликлиники или даже неврологического отделения больницы. И несмотря на то, что на дефектологическом факультете, на котором собственно и обучаются логопеды, есть такие специальности как общая анатомия и физиология, генетика, невропатология, психопатология, нейрофизиология и тп. Логопеды обучаются в педагогическом ВУЗе и, хотя и выходят оттуда с приличным багажом знаний, относящихся к области медицины, они не имеют права, например, поставить медицинский диагноз и назначить лечебные препараты, хотя могут прекрасно этот диагноз знать и располагать опытом, позволяющим рекомендовать определенные лекарственные средства. Медицинские речевые диагнозы может поставить лишь логопед в союзе с неврологом на Психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Что же это за диагнозы, с которыми сталкивается логопед? Нарушения речи можно подразделить на несколько групп:

Нарушения внешнего высказывания. Как следует из названия, в эту группу входят нарушения речи, связанные с произносительной стороной, внутренняя же организация речи не страдает. Как говорится, с консерваторией все в порядке, дело в технике. Эту большую группу можно разделить на несколько подгрупп в зависимости от нарушенного звена этого самого внешнего высказывания:

1. Нарушение голосообразования,

2. Нарушение темпо-ритмической организации высказывания

3. Нарушение интонационно-мелодической организации высказывания

4. Нарушение звукопроизносительной организации.

Далее конечно было бы удобно каждой подгруппе подписать по парочке диагнозов, да не получится — жизнь будет посложнее теории, и все описанные нарушения могут наблюдаться как сами по себе, так и в комбинации, поэтому следующие диагнозы могут относиться к одной или нескольким указанным подгруппам. Итак…

Дисфония. Иногда — афония. Разберем побуквенно:) Приставка дис — разделение, расстройство, а— отсутствие. Фония — фонация — голосоведение. Расстройство или отсутствие голоса. Охриплость, осиплость, гнусавость… Может быть вызвано органическими и функциональными причинами центральной или периферической локализации. Данная фраза явно нуждается в переводе на русский язык:) Органическое — связанное с нарушением строения какого-либо органа, функциональное — связанное с нарушением его функции. Локализация — месторасположение, центральная — головной мозг, периферическая — в данном случае чаще всего гортань. Но не только — нарушения голоса могут возникать из-за заболеваний сердца, легких, сосудов, эндокринной системы, его причиной может стать прием определенных препаратов и продуктов (голос алкоголиков все себе представляют?), гипо- и гипервитаминоз, анемия, остеохондроз и многое другое. Человек — сложная система… Что до центральной локализации — стресс, неврологические и психические расстройства могут спровоцировать потерю не только голоса. Онемел от испуга — ситуация широко описанная в художественной литературе. Но наиболее часто логопеду приходится сталкиваться с органической и функциональной дисфонией, связанной с периферической локализацией — то есть вызванной заболеваниями гортани, ведущими к нарушению ее строения или функции. Это врожденные дефекты гортани, сосудистые аномалии, нарушения развития голосовых складок, обструкция (сужение просвета гортани) вследствие различных причин, оперативные вмешательства, последствия инфекционных заболеваний. Ларингит, стридор, доброкачественные и злокачественные образования… Можно продолжать, но пожалуй для общего ознакомления хватит, едем дальше.

Брадилалия. Снова иностранное слово:) Бради— замедление, лалия — речь. Замедленная речь. Растянутое произношение отдельных звуков, паузы между словами, часто — снижение скорости чтения и письма, монотонность речи… Вот тут дело уже не в периферии, тут центр неправильные команды отдает. Также бывает органическая и функциональная. Чаще всего является сопутствущим диагнозом при неврологических и психопатологических состояних, наблюдается в ряде генетических синдромов, связана с преобладанием процесса торможения в центральной нервной системе (далее ЦНС) над процессами возбуждения. Часто сопровождается двигательными проявлениями — вялыми и медленными движениями, вялой мимикой, слабой координацией, низким уровнем развития моторики.

Тахилалия — понятно, тут все наоборот. Тахи-ускорение. Соответственно, процесс возбуждения в ЦНС преобладает, причины этого различны — начиная от банального подражания, заканчивая черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями. Человек «тарахтит как пулемет» со скоростью 30 звуков в секунду, часто такая речь сопровождается проглатыванием части слов, повторами — мысль не успевает за речью, запинками. Как и брадилалия, тахилалия часто является частью образа всего человека — быстрого, беспокойного, гиперактивного, часто рассеянного и невнимательного. Часты нарушения общей моторики, вегетативной нервной системы, также как и при брадилалии, часты нарушения письма и чтения.

Идем дальше. Заикание. Нарушение темпа и ритма речи, вызванное судорогами речевого аппарата. Происхождение — центральное, разновидность — органическая или функциональная, в соответствии с которыми выделяют невротическую или неврозоподобную формы заикания. Неврозоподобная форма наблюдается у людей с неврологическими проблемами, если говорить о детях — это дети с перенесенной перинатальной энцефалопатией (ПЭП), минимальной мозговой дисфункцией (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП), если речь о взрослых — это инсульты, черепно-мозговые травмы (ЧМТ), инфекции и новообразования. Невротическая форма — возникает у здоровых людей в результате стрессов и неврозов, у детей начало заболевания часто совпадает с периодами бурного становления речи.

Дислалия. Дис— расстройство, лалия— речь. Вот так расплывчато называется основное занятие логопеда, по мнению большинства окружающих. «Логопед — это который звуки ставит». Как уже, надеюсь, стало понятно, логопед занимается отнюдь не только этим, хотя дислалия — действительно наиболее часто встречающийся в практике логопеда случай. И слава Богу. Почему? Потому что дислалия — это нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. То есть человек (чаще все же речь идет о ребенке) полностью здоров, но вот речь малопонятна, звуки какие-то не те. Или те, но не там. Дислалия бывает функциональная и органическая, с первой все понятно — язык на месте, зубы на месте, со второй сложнее — если определенный звук речи не предусматривает «вываливание» языка между зубов, а этих самых зубов у человека нет — то язык все равно вывалится, что ты с ним ни делай. Высокое готическое небо обусловит специфический оттенок речи, ну а если язык не той формы или размера, что природой в норме предусмотрены — подумайте сами, что со звуками речи будет. На конкретных нарушениях конкретных звуков тут останавливаться смысла нет, упомяну лишь о двух интересных разновидностях дислалии — дефектах звонкости и дефектах мягкости. Дефектом звонкости явно страдает тот пресловутый лемур, призывающий «узбагоиться», а дефект мягкости выражается в сюсюкающей «младенческой» речи у вроде большого ребенка.
Дефект твердости же придает речи русского ребенка «грузинский» акцент.

 

Дизартрия. Это более печальная история, чем вышеописанная. Детей с дизартрией в практике логопеда встречается не меньше, чем с дислалией, процент таких детей растет, что подтверждено исследованиями, о причинах этого можно говорить долго, тема достойна отдельной статьи. Диз — расстройство, артрия- сочленять, соединять. Нарушение произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации речевого аппарата в результате поражения нервной системы. Уловили разницу с дислалией? Дети с тяжелой дислалией и легкой дизартрией могут на взгляд неспециалиста быть неотличимы друг от друга — и там, и там звуки нарушены. Но первого логопед отпустит с миром на все четыре стороны максимум через год, а второму и трех лет занятий будет мало. Дизартрия — всегда результат органического поражения центральной и периферической нервной системы — родовых травм, нарушений внутриутробного развития, нейроинфекций, ЧМТ, новообразований. Дизатрия — частый диагноз, сопровождающий ДЦП. Симптомы дизартрии в легких случаях совпадают с симптомами дислалии, разницу логопед определит при более детальном осмотре ребенка, на котором выявится нарушение тонуса органов артикуляции, ограничение их подвижности, явления локальных парезов, гиперкинезов (непроизвольных сокращений мышц). При легкой степени дизартрии «поставить звуки» логопед сможет довольно быстро, но вот на автоматизацию (введение звука в речь) может уйти очень длительное время, измеряемое часто в годах… И очень часто родители детей с дизартрией начинают метаться по логопедам, обвиняя всех предыдущих в непрофессионализме — вон соседскому Вове логопед за месяц «р» поставил, а мы год бьемся… Тяжелую же дизартрию не опознать трудно — как правило тут речь идет о ребенке с церебральным параличом, и нарушения подвижности органов артикуляции здесь очевидны.

Ринолалия. Рино— нос. Периферическое органическое нарушение, симптом — носовая речь. В легких случаях проявляется лишь гнусавым оттенком голоса, в тяжелых случаях звукопроизношение нарушается до полной неразборчивости речи. Ринолалия развивается вследствие нарушений взаимодействия носовой полости и ротоглотки. Врожденная ринолалия является следствием расщелин мягкого и твердого неба и губы, приобретенная — следствием травм, парезов и параличей мягкого неба, аденоидов, операций по их удалению, иных новообразований.

Вторая большая группа нарушений устной речи — нарушения внутреннего оформления высказывания. В нее входят два вида нарушений — алалия и афазия.

Алалия — отсутствие речи. Вызывается органическими поражениями речевых зон головного мозга во внутриутробном или доречевом периоде развития. При алалии все стороны речи грубо нарушены. Какие это стороны? Произносительная, которая была раскрыта выше, лексическая (словарный запас), грамматическая, фонематическая (воприятие звуков речи), связная речь. При моторной алалии больше страдает экспрессивная речь при более-менее сохранном понимании обращенной речи, при сенсорной — страдает восприятие речи, и отсутствие, или ограниченное понимание обращенной речи «тянет» за собой нарушение речи экспрессивной. Дети с алалией — одна из самых сложных категорий в работе логопеда. Детей с моторной алалией бывает трудно отдифференцировать от детей с олигофрений, с сенсорной — от детей с аутизмом. Работа с такими детьми длительная и тяжелая, но при грамотно выстроенной коррекционной работе прогноз развития может быть благоприятным.

Афазия — распад речи. Также, как и алалия, вызывается поражением головного мозга, так же, как и при алалии, имеют место нарушения всех сторон речи. Главное отличие от алалии — во времени поражения головного мозга. Афазия возникает при воздействии неблагоприятного фактора на мозг в периоде развитой речи. Инсульты, ЧМТ, новообразования, нейроинфекции — вот факторы развития афазии.

И, наконец, третья группа нарушений речи — нарушения письменной речи. Это дислексия и дисграфия.

Дислексия — нарушение процесса чтения. Генез дислексии до конца неясен, существуют семейные формы заболевания. Дислексия часто сопутствует нарушениям устной речи.

Дисграфия — нарушения письма. Часто наблюдается как последствие дислалии и дизартрии, не говоря уже об алалии, бывает, что впервые проявляется лишь в начале обучения в школе, при предшествующем видимом благополучии. В тяжелых случаях ребенок оказывается совершенно неспособен овладеть процессом письма, в более легких наблюдаются специфические ошибки, не имеющие отношения к ошибкам орфографическим.

Ну вот, наконец, мы продрались сквозь дебри медицинской классификации речевых нарушений… но и это еще не все. Все вышеописанное касалось людей с сохранным слухом, зрением и интеллектом. Логопеду же достаются и дети с нарушениями оных, а также дети с аутизмом, СДВГ, генетическими аномалиями. Нарушения речи у ребенка, например, с диагнозом глухота, могут внешне являть собой симптомы дислалии, но дислалией не являться, а представлять собой специфическое нарушение, обусловленное именно основным диагнозом. Дети с нарушенным интеллектом представляют собой разнородную категорию, но речь при нарушениях интеллекта будет страдать всегда, напоминая симптомы алалии и иногда дизартрии, но не являясь ни первой, ни второй. Поэтому невролог не напишет таким детям в карте ни один речевой диагноз, ограничась диагнозом неврологическим. А что будет делать логопед? И тут мы переходим к еще одной классификации — педагогической, которая и используется логопедами при постановке диагноза. В этой классификации выделяют две группы.
1. Нарушения средств общения. Сюда входят состояния, обозначаемые аббревиатурами ФФНР и ОНР и
2. Нарушения в применени средств общения — такие состояния как заикание, мутизм и речевой негативизм.

ФФНР — фонетико-фонематическое нарушение речи. Нарушение процессов формирования произносительной системы речи вследствие нарушения восприятия фонем. Фонема — звук родного языка. К ФФНР причисляются все нарушения произносительной стороны речи, такие как дислалия, дизартрия, ринолалия и тп, и в эту же категорию входят и дислексия с дисграфией, как отсроченные последствия нарушения восприятия фонем.

ОНРобщее недоразвитие речи. Нетрудно догадаться, что в эту категорию попадут алалия и афазия, а в случае ребенка с умственной отсталостью аббревиатура несколько видоизменится, и станет представлять собой СНР — системное недоразвитие речи.

Речевой негативизм
— отказ от речи, вызванный различными неблагоприятными психологическими факторами.
Мутизм — невозможность говорить при сохранности речедвигательного аппарата.
На этом можно закончить теоретический экскурс и перейти от понимания того, с чем же приходится работать логопеду, к непосредственно логопедическим методикам. Спасибо за внимание:)