Причины нарушений речи — пищевые навыки.

Наш грудничок подрос, ему уже 4 или 6 месяцев и, хотя его основным питанием по-прежнему остается грудное молоко или смесь из бутылочки, с каждым днем в его глазах можно заметить все больше интереса к пище, которую едят взрослые. Если малыш присутствует при трапезах родителей и имеет возможность дотянуться до столовых приборов — он может сообразить выхватывать их из рук и пытаться, пока малоуспешно, донести пищу себе в рот. Вот этот-то выраженный пищевой интерес и должен стать сигналом к началу введения прикорма.

Краткий исторический экскурс:) Никто и никогда в истории протертое гомогенизированное пюре ребенку не давал. Он мирно сосал грудь месяцев до пяти, не интересуясь другой пищей, а его матери, как правило, всегда было чем заняться, и последнее, что могло придти ей в голову — это пляски вокруг младенца с каплями сока и ложечками пюре. Да, имели место быть в разных культурах разнообразные «жевки» и «рожки», но делалось это не от хорошей жизни, и пользы ребенку отнюдь не приносило. Обычно же — проявил интерес, урвал с тарелки что-то — ну, что урвал, то твое. Чем старше — тем больше досталось. Вот и вся методика. И она очень биологически целесообразна.

Схватил пятимесячный малыш ложку — и несет ее в рот. Либо не тем концом, либо перевернет, и пища вся высыпалась, потеряет терпение — бросит ложку, пыхтя, начнет ковыряться в тарелке матери пальчиками — вот она, мелкая моторика, вот он, пинцетный захват! Ни с первого раза, ни с пятого не получается:) А потом — посмотрит, понаблюдает… загорится в мозге еще одна лампочка, протянется еще одна нейронная связь — ложку-то, оказывается, брать надо вот так, ко рту нести так, а в рот вкладывать вот так… Вот вам и раннее развитие🙂 Точнее — своевременное.

Что-то существенное попадет в рот нашему герою недели через две, не раньше, но маме все же стоит заблаговременно немного изменить свой рацион, исключив жареные, острые и экзотические блюда. Если очень хочется — кушайте, когда ребенок спит:)  Все же группы нормальной здоровой пищи в тарелке вполне могут присутствовать — крупы, овощи, фрукты, мясо, рыба.

Что делаем, когда малыш все же первый раз утянул что-то из тарелки и отправил в рот? Ничего, наблюдаем. Чаще всего кусочек пищи просто вывалится изо рта, ни прожевать, ни проглотить его пятимесячный ребенок обычно не в состоянии. Подавится? Шанс подавиться ничтожен, не зафиксировано случаев, когда младенец, находясь на коленях у матери, под ее присмотром, умер бы от кусочка пищи. Младенцы  существа очень продуманные и заточенные на выживание:)  У них великолепные защитные механизмы. Если все же случилось — маминого пальца крючком, подцепившего кусочек пищи в горле ребенка, бывает достаточно. Страшно? Но ведь всегда страшно — подавиться ребенок может и в год, и в пять, и в пятнадцать, когда начинать-то будем? Начинать лучше сейчас — когда готов и когда защитные механизмы сформированы. Все же, если уж очень страшно (и это понятно) — дайте ребенку ниблер. Навык жевания потренирует, и абсолютно безопасно. Хорошее изобретение.

В 6-7 месяцев ребенок выясняет, что беззубыми, но очень твердыми деснами с успехом можно измельчать пищу, и начинает этим пользоваться. Звоночек для мам — если не начинает, часто давится, поперхивается, давится даже молоком — покажите малыша логопеду на предмет исключения дизартрического компонента.

Ребенок по чуть-чуть пробует все, что хочет из материнской тарелки (еще раз напомню про соблюдение принципов здорового питания), постепенно формируя пищевые предпочтения. Жует кусочки, уже не давится, месяцев в 10 требует себе личную ложку и чашку, ближе к году осваивает отдельное место за столом и личный столовый прибор. К полутора годам дети, получавшие прикорм таким образом, охотно и достаточно аккуратно едят любую пищу, хорошо жуют — и не испытывают никаких проблем со звукопроизношением в рамках возрастной нормы.

А как же опасность аллергии, принципы постепенного ввода новой пищи? Если речь о ребенке потенциально здоровом, отрицательной реакции на микродозы пищи скорее всего, не будет. Да, не стоит маме полугодовалого малыша накладывать себе в тарелку клубнику и апельсины. Но все остальное малыш может пробовать вполне. Ведь мы по-прежнему говорим о микродозах — пока шестимесячный малыш исхитрится донести до рта хоть крошечку — мама-то все раз, и съела — она малыша не ждет, это ее обед. Твое — грудь. Восьмимесячный сжует больше — но и пищеварительная система уже покрепче. Годовалый съест все быстрее, чем мама — ну так, пора уже.

Вот так, естественно, природно, жидкая молочная пища и сосание начинают уступать место твердой пище и жеванию. При этом грудное вскармливание оказывает малышу большую поддержку, помогая перевариванию незнакомого продукта, маме ребенка-грудничка можно быть смелее в расширении рациона, чем маме малыша-искусственника. И вот мы снова вернулись на круги своя — к природе, естественности, взаимосвязанности мельчайших, казалось бы, факторов между собой. Естественно — и просто, и думать особо не нужно, и работать специально — все разовьется само и правильно. Помимо развитых мышц артикуляционного аппарата, естественный прикорм в раннем возрасте обеспечивает ребенка богатством сенсорных ощущений — запах, вкус, фактура, размер, цвет, работают все высшие психические фенкции — восприятие, внимание, мышление, память… Вот такая, казалось бы, мелочь. А в развитие малыша мелочей нет, и чем он меньше, тем «мелочи» значимей. Тем более, что еда для малыша — в общем и не мелочь, при его-то бурном росте, а одно из основных занятий.

Поговорив о правильных пищевых привычках, положительно влияющих на развитие речи, перечислим теперь негативные факторы. Длительное сосание в ущерб жеванию. Когда смесь, фруктовое пюре, овощное пюре, мясо — все в одну бутылку и двухлетке на обед. Утрирую? Ничуть, сама наблюдала. Ни вкусового восприятия, ни эстетического наслаждения, ни овладения правилами поведения за столом, ни жевания, ни речи… Дети, которые так питаются, как правило начинают говорить поздно, и говорят плохо. Длительное употребление пюреобразной пищи — вроде ребенок и жует, но мышечных усилий ноль, а что не упражняется, то атрофируется… Тоже заговорит поздно, и говорить будет плохо. И все это — при отсутствии органических нарушений, при изначальном здоровье… Вот такая вроде мелочь… на целую статью.