Причины речевых нарушений — самое начало.

Часто родители, вынужденные обратиться со своим ребенком к логопеду, недоуменно спрашивают: «Почему? Откуда? Я нормально разговариваю, у мужа нет проблем, с нами в детстве к логопедам не обращались!» Попробуем разобраться. Фигура первая — печальная. Тенденции неутешительны — логопедам явно не грозит в ближайшие годы остаться без работы, так как число детей с нарушениями речи растет, особенно ощутимо растет количество детей с нарушениями речи тяжелыми. Сейчас логопеду мало уметь «ставить звуки», требования к его квалификации постоянно растут, обуславливаясь сложностью современного детского контингента. Почему так происходит. В статье «Популярно о логопедии» я выделяла два вида причин, приводящих к проблемам с речью — причины органические и причины функциональные. Органические подразумевают какое-либо неблагоприятное воздействие на центральную или периферическую части речевого анализатора — то есть на головной мозг, либо непосредственно органы артикуляции. Функциональные — некие причины, приводящие к неверному функционированию этого самого анализатора при изначальном его здоровье. Начнем с органических причин.

В первую очередь это всевозможные вредности внутриутробного, родового и раннего доречевого периода, а также наследственные аномалии. Любое внутриутробное страдание — гипоксия, инфицирование, Резус-конфликт, прием матерью лекарственных препаратов, курение, прием алкоголя может привести к разнообразным нарушениям развития. Организмы у всех разные, сопротивляемость разная, любой вредоносный фактор может как вызвать грубые нарушения, так и почти никак не отразиться на здоровье. Мое любимое сравнение — речь — это крыша дома, венец высших психических функций. Если неблагоприятный фактор воздействовал на нижние «этажи» — верхние обязательно пострадают тоже, и не будет никакого смысла заниматься починкой крыши, не подлатав второй этаж. Если же пострадала только крыша — отчасти можно считать, что организму сильно повезло. Современная медицина в некоторых случаях научилась «укрощать» вредоносные факторы. То, что раньше убивало ребенка в утробе или приводило к серьезнейшим заболеваниям — сейчас оказывает менее выраженное воздействие. Ребенок, которого раньше могло бы просто не быть, теперь приходит на занятия к логопеду. И это замечательно — то, что всего лишь крыша:)

В то же время, те же достижения современной медицины могут и нанести ощутимый вред. Многие женщины могут вспомнить, как в период беременности буквально глотали таблетки горстями, и при этом затруднятся с ответом — а была ли в том необходимость? «Для питания… для иммунитета… для профилактики…» А ведь у любого лекарства есть и побочные действия. И далеко не все они изучены. Широко известна талидомидовая трагедия — талидомид был великолепным седативным средством, успешно прошедшим испытания на животных и широко рекомендовавшимся для приема беременными женщинами в 50-х годах XX века. Внезапный эпидемический рост числа новорожденных с грубыми дефектами конечностей положил конец массовому назначению этого препарата. В случае же с речевыми проблемами все гораздо сложнее. Нарушения речи, проявившиеся в 4 года, никто и никогда не свяжет с применением, допустим, аспирина во втором триместре беременности. Сама мама об этом давно забыла, и вряд ли кто-нибудь когда-нибудь установит и докажет эти невидимые связи. Поэтому остается только призвать всех будущих мам — думать, читать, узнавать, развиваться и взвешивать риски. О рисках в родовом периоде читайте далее…