Причины речевых нарушений — о грудном и искусственном вскармливании.

  Особенности питания с особенностями речевого развития связаны напрямую — органы артикуляции принимают в процессе еды непосредственное участие:) И могут делать это правильно, или не очень. Как я упоминаю везде, где только можно, правильный способ один — природный. Все, что природой не предусмотрено, мы можем лишь пытаться с переменным успехом приблизить к норме. Соответственно — о грудном и искусственном вскармливании.

Дети без врожденных анатомических проблем в ротовой полости и органических заболеваний головного мозга, находящиеся на грудном вскармливании, при последующем правильном введении прикорма, как правило, проблем с освоением речи не имеют. При кормлении грудью язык новорожденного выполняет уникальные движения, а органы артикуляции принимают уникальную позу, заложенную природой, тренирующую мышцы, способствующую правильному анатомическому развитию  и формирующую базу для дальнейшей артикуляции. При правильном прикладывании к груди ротик ребенка широко открывается, а верхняя и нижняя губы вытягиваются, захватывая сосок и ареолу вокруг, кончик языка держится неподвижно над нижней десной, при этом совершая очень быстрые перистальтические движения одной лишь своей поверхностью, от кончика к корню. Эти инстинктивные движения действительно уникальны, ни один взрослый не может воспроизвести их с такой скоростью, они естественным образом исчезают с возрастом.

При искусственном вскармливании эти инстинктивные движения тоже начинают принимать участие в сосании, но быстро оказываются малопродуктивными. При излишне большом отверстии в соске ребенок лишь судорожно глотает, не успевая совершить необходимый объем сосательных движений. Даже если отверстие в соске отрегулировано, мышцы артикуляционного аппарата все равно не получают необходимой нагрузки. Однако нельзя не отметить усилия производителей товаров для кормления детей. Они проводят постоянные исследования, стремясь максимально приблизить процесс искусственного вскармливания к вскармливанию естественному, поэтому если есть необходимость в кормлении ребенка смесью, лучше использовать последние достижения детской промышленности. Основные правила грамотного искусственного вскармливания — маленькое отверстие в соске, дающее возможность ребенку прилагать усилие при сосании, и широкое основание, вынуждающее ребенка широко раскрыть рот и не использовать при сосании мышечную силу щек вместо усилий языка.

Но любое, даже самое продуманное искусственное вскармливание, не дает должного удовлетворения очень мощного сосательного рефлекса. При каждом кормлении ребенок находится у груди около получаса — справившись с мощным потоком переднего молока, с усилием досасывает густое заднее, устав, задремывает, продолжая посасывать почти пустую (но никогда — совсем пустую!) грудь… Норму же смеси ребенок высосет минут за 10, не больше, и часто начнет кричать, как будто снова голоден. Он не голоден, он не удовлетворил сосательный рефлекс. Что делать? В отличие от грудного молока, которым перекормить невозможно, смесь необходимо строго дозировать. И тогда в игру вступает любимый помощник родителей и страшный враг логопедов — соска.


Именно при искусственном вскармливании есть опасность излишнего увлечения ее использованием. Любая, даже рекламируемая «анатомическая» соска оказывает выраженное негативное влияние на развитие органов артикуляции, изменяя даже их анатомию, иногда формируя передний открытый прикус и высокое готическое небо. Оба дефекта формированию правильного звукопроизношения никак не способствуют.

При сосании соски ребенок использует в основном мускулатуру щек и корня языка, кончик языка при этом пассивен, и либо просто лежит в ротовой полости, либо оттягивается назад активно работающим корнем языка. А ведь именно кончик языка определяет произношение всех групп свистящих, шипящих звуков, а также Л и Р. Что мы увидим впоследствии? В самом лучшем случае — смазанное межзубное произношение звуков — вяленький язык тонусным корнем выталкивается вперед и в этом положении пытается артикулировать. В худшем варианте язык уходит спинкой вверх к успешно сформированному готическому небу, и артикулирует там. Большинство звуков в этом случае будут заменены на заднеязычные К, Г, Х. Понять речь такого ребенка невозможно, дети-искусственники, длительно сосавшие соску, иногда напоминают детей с тяжелой дизартрией, и нуждаются в столь же тяжелой и длительной коррекционной работе. Расслабить напряженную спинку, активизировать кончик — это долго, трудно, ребенку часто неприятно… Любой логопед, в зависимости от своей категоричности, предпишет вам соску либо никогда не использовать, либо минимизировать ее сосание. Как это сделать в случае искусственного вскармливания — я, честно говоря, не знаю. Разве что посоветую не давать ребенку с соской спать — дождаться полного засыпания, и соску аккуратно изъять. И ни в коем случае не поддаваться искушению заткнуть подросшего ребенка соской, просто желая тишины вместо громких вокализов (не крика).

Но и дети на грудном вскармливании могут проявлять чрезмерную потребность в сосании. Такие дети беспокойны, кажутся готовыми сосать грудь круглосуточно, но никакая мать не готова это обеспечить… Соска? Не сразу. Попробуйте повнимательнее посмотреть на своего ребенка и разобраться. Было ли простым его рождение? Выглядит ли он постоянного напряженным — голова глубоко вжата в плечи, ножки часто вытянуты и сведены, кулачки сжаты? Такой ребенок испытывает постоянный неопределенный дискомфорт и, пытаясь от него избавиться, прибегает к единственному известному способу — сосанию. Это успокаивает, но не решает проблему. И, в отличие от младенца, у взрослых арсенал средств помощи больше. Младенца надо расслаблять. Тепло, покой, границы. Никакого закаливания с холодными обливаниями, даже воздушные ванны должны быть сведены к минимуму. Никакой общественной активности с малышом в слинге. Купание в пеленке в теплом тазике (не ванне).  Грудничковый бассейн и беби-йога — тоже не для вас. Теплая плотная пеленка на ножки — в ней жить. Новорожденному, и на время сна — спрятать и ручки. Ощущение теплых уверенных границ тела дарит безопасность и расслабляет. Уютное маленькое гнездо для сна на овечьей шкурке — не огромное пространство кроватки. Ритмичное покачивание и легкий уверенный материнский массаж. Все это поможет успокоиться и расслабиться и, возможно, соска окажется не нужна. 

После года на долю любого сосания должно приходиться все меньше времени — чаще всего это время вокруг снов. Для того, чтобы уснуть, ребенку долгое время может быть нужно что-либо пососать, также как и для того, чтобы до конца проснуться. Помните, что грудь в этом случае лучше, чем соска, но от привычки спать, посасывая, ребенка после года необходимо отучать. Здоровый ребенок, не измученный переизбытком впечатлений и движения, от этой привычки легко избавится. Если же нет — ищите и решайте проблему.

После двух лет сосательный рефлекс угасает, остается привычка сосать. От соски в этом возрасте лучше радикально избавиться — уже вполне работают другие способы успокоения. Если же не работают, ребенок возбужден, напряжен, гиперактивен — помогайте. Те же способы, что работают с грудничками, помогут и сейчас. Спокойный режим, массаж, успокаивающие ванны, запеленать, в конце концов.

А вот от сосания груди радикально можно не отказываться. Длительное сосание груди может навредить ребенку лишь в случае формирования плотной симбиотической связи с матерью, мешающей контакту со сверстниками, или замены сосанием груди жевания твердой пищи. Сосанием груди трудно злоупотребить — мать просто физически не может оставить грудь ребенку и заниматься своими делами, а дела-то есть, и чем старше ребенок — тем больше сосание груди ограничивается естественным путем. А то, что остается — артикуляционную мускулатуру только стимулирует — молока у матери все меньше, добыть его все труднее — поработай-ка! Грудное молоко и на зубы влияет положительно, вопреки досужему мнению — давно проведены соответствующие исследования. Так что грудью ребенка можно кормить сколь угодно долго — если не доводить идею до абсурда. Но это уже вопрос скорее к психологу, у меня, как у логопеда, претензий к длительному грудному вскармливанию нет.

И напоследок — чисто практическое наблюдение и звоночек для мам — в норме ребенок начинает контролировать процесс слюноотделения после 8-10 месяцев. Если после года ребенок нуждается в слюнявчике постоянно, его рот полуоткрыт, а одежда постоянно мокрая — принимайте меры по укреплению мышц ротовой полости. Чаще всего такие дети — именно искусственники. Какие меры, как помочь ребенку, как заниматься с малышом — об этом расскажу позже.

Питание грудным молоком или искусственной смесью после 5 месяцев жизни начинает понемногу уступать место другим видам пищи — о введении прикорма, формировании навыка жевания и его влиянии на развитие речи — в следующей статье.