Речевой взрыв.

Давненько я не писала в блоге — учебный год резво разогнался, учеников много, писать некогда. А писать есть о чем. Сегодня мне хочется рассказать о феномене речевого взрыва, благо рядом пример — трехлетний сын Данечка.

Последняя моя запись о его речевом развитии была несколько пессимистична — ребенку почти три, а речь оставляет желать… Но менее чем через месяц случилась Грузия…  И случился ОН — речевой взрыв. Феномен, отмечаемый у двух-трехлетних детей, характеризующийся мощным лавинообразным развитием речи, когда за месяц ребенок, изьясняющийся жестами и отдельными звукоподражаниями, внезапно превращается в совершенно разумного собеседника. Молниеносное разрастание лексики, становление грамматики, огромный общий скачок в развитии. Это всегда очень удивительно наблюдать — вот бы так иностранные языки в 30 лет усваивать! За месяц… Хотя — за месяц ли все же? не готовили ли этот молниеносный скачок предыдущие месяцы упорного подражания, накопления пассивной лексики, пристального наблюдения за малейшими проявлениями речевой деятельности других людей? Сроки этой подготовки в норме довольно широко варьируются — кому-то хватает 18 месяцев, кому то мало 24… Но мой Даня в норму уложиться все же успел — «взрыв» состоялся за два месяца до исполнения ему трех лет.

Попробую вспомнить, когда же заговорили мои старшие, и с каким внешним значимым событием связано начало связной речи… Лиза — 2 года 3 месяца — начало лета, рождение сестры. Варя — 2 года 3 месяца, поездка в Грецию, Юра — 2 года 6 месяцев — начало лета… Да, тенденция очевидна — нужна встряска:) Во всех моих четырех случаях речь подтолкнуло лето, в двух — лето и море. Впечатления и богатый новый сенсорный опыт.

Разберем на материале Данечки:) Москва -2017, май… или не май? Скорее октябрь, чем май. По календарю весна, а на ребенке-то почти комбинезон… Все та же песочница, все те же качели… И вдруг — голую спинку щекочет ветер, в изумленное лицо летят соленые брызги, босые нежные пятки спотыкаются на влажной гальке, пушистая макушка за считанные дни выгорает до белизны… Дальше — больше. На шаг еще ближе к морю, на пару сантиметров дальше в него летит брошенный камешек… А вот вытащили сеть, полную живой рыбы и осьминожек! А вот — закопали в гальку, один нос торчит! И все тело воспринимает, впитывает горячую твердость гальки… А после моря — дача. Да, там не так жарко, да, там тихо и спокойно. И вроде тот же песок, и те же качели… Но песок, оказывается, впервые за год можно не только мять руками, но и встать в него босой ногой. А потом отмыть все за год запылившиеся игрушки в ванночке с водой… А потом сесть в эту ванну самому, а потом залезть обратно в песок, облипнуть в нем, прыгнуть обратно в ванну и наблюдать, как песчинки стекают на дно… А потом неутомимо таскать в ванну песок, ведро за ведром, превращая воду сначала в кисель, потом в кашу, потом в цемент… А потом поехать на речку, и видеть, как в прозрачнейшей воде от тебя убегают рыбки, и пытаться их поймать растопыренной ладошкой… А гуси, утки, куры, коровы и лошади! Их все меньше с каждым годом, но еще есть! А потом — ягоды с куста. Каждая пахнет по-своему, у каждой свой вкус, каждая иначе лежит в ладошке… А потом — босиком по лужам после дождя, высыхающая теплая грязь, как шоколад…

Выражение «щекотать нервы» — оно откуда? Не от этих ли первых сенсорных радостей раннего детства, когда действительно каждое внешнее воздействие пробуждает к жизни еще одно крошечное нервное переплетение, и раз — еще что-то проснулось в малыше! Вчера не мог — сегодня умеет! А умея, а воспринимая — ну как же не поделиться с окружающими своей радостью ощущения и познания! И готово — речевой взрыв🙂 Вот такая почти поэма:)

Leave a Reply

Required fields are marked*